©"Семь искусств"
  январь-февраль 2024 года

Loading

Надо сказать, что все концерты Эмиля Гилельса с симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением Ю. Ароновича автоматически записывались в фонд радио, а нередко и снимались телевидением. Но, к сожалению, эти драгоценные записи не сохранились: их уничтожили — видимо, в отместку Юрию, так как его эмиграция разгневала советские власти.

[Дебют] Тами Аронович

ВОСПОМИНАНИЯ О ГИЛЕЛЬСЕ

Тами АроновичПрежде всего, я хотела бы отметить, что написанное мною здесь о неординарной человеческой и музыкантской дружбе дирижера Юрия Ароновича[1] и пианиста Эмиля Гилельса — лишь очень малая часть того, о чем артисты могли бы рассказать сами. То, о чем пишу я, известно мне из рассказов покойного мужа; кроме того — это две их последние встречи и телефонный разговор, которым я была свидетелем.

Когда в 1938 году Эмиль Гилельс выиграл брюссельский конкурс имени Изаи, Юрию Ароновичу было шесть лет — он учился игре на скрипке в родном Ленинграде и мечтал в один прекрасный день стать дирижером.

В 1957 г., когда Гилельс был уже известнейшим пианистом, он услышал об очень одаренном молодом дирижере Ароновиче, которого назначили художественным руководителем и главным дирижером оркестра Ярославской филармонии и быстро ставшего известным в СССР. (Великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина писала в одном из писем: «…На другой день я должна была играть в Ярославле 5-ый концерт Бетховена с гениальным дирижером 23-х лет, Юрой Ароновичем[2]»).

Одним из первых действий, предпринятых Ароновичем в новой должности в Ярославле, — стало приглашение на гастроли Эмиля Гилельса, которого он глубоко уважал и которым восхищался. Он был счастлив, когда Гилельс принял его приглашение и решил исполнить Второй концерт Сен-Санса. Концерт состоялся в декабре 1957 г. Приезд Гилельса в Ярославль отмечался как государственный праздник — весь город трепетал от волнения[3].

В начале их совместной работы Гилельс был, как казалось, суров и скептичен, но очень скоро между двумя артистами возникли прекрасные человеческие и музыкантские отношения. После концерта Гилельс снял фрак и отдал его Ароновичу, сказав, что это знак его оценки и подарок на память о замечательном успехе их первого совместного концерта. Юрий был в восторге — изумлен и глубоко признателен: драгоценный фрак он надевал только в особых случаях вплоть до 1974 г., когда после концерта в Венеции этот фрак окончательно развалился.

Тот ярославский концерт положил начало дружбе и музыкальному сотрудничеству двух выдающихся артистов и личностей. За ним последовали многие другие. В октябре 1962 г. состоялся концерт из произведений Хачатуряна, на котором присутствовал автор. Юрий дирижировал, солировали Гилельс и Коган.[4] В феврале 1963 г. в Ленинграде с оркестром филармонии Гилельс и Аронович исполнили концерты Шопена и Пуленка. В 1965 г. Гилельс исполнил Первый концерт Чайковского в сопровождении оркестра Всесоюзного радио под управлением Юрия Ароновича.

Гилельс хотел играть с Юрием и за пределами СССР и даже рассказывал о нем в различных концертных агентствах — в частности, в агентстве ныне покойного Сола Юрока в США и маэстро Франческо Сичилиани в Италии, также ныне покойного. Присылал Юрию открытки с зарубежных гастролей — вот, например, открытка от 23 октября 1964 года из Нью-Йорка: «Дорогой Юрочка, шлю сердечный привет, я часто думаю и говорю о тебе… Надеюсь, мы будем здесь играть вместе…» 27 октбяря 1963 года он подарил Юрию фотографию с надписью: «Дорогому Юре Ароновичу с надеждой на совместныее путешествия…» В 1965 г. он отправил из США Юрию в подарок календарь в красном кожаном переплете, с теплой надписью на развороте.

Но в 1972 г., когда Юрий эмигрировал в Израиль, их артистическая связь резко прервалась. Советские власти в лице Госконцерта никогда не позволяли Гилельсу играть с Юрием или даже встречаться с ним. Все запросы, которые Юрий отправлял в Госконцерт, приглашая Гилельса играть со Стокгольмским оркестром или оркестром Кельнской филармонии (Guerzenich Orchester), в которых Юрий был главным дирижером, отклонялись, и разрешение не давалось.

Надо сказать, что все концерты Эмиля Гилельса с симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением Ю. Ароновича автоматически записывались в фонд радио, а нередко и снимались телевидением. Но, к сожалению, эти драгоценные записи не сохранились: их уничтожили — видимо, в отместку Юрию, так как его эмиграция разгневала советские власти. По этой же причине список концертов Юрия с оркестром Радио, в том числе с участием Гилельса, далеко не полон.

Их единственная встреча произошла по чистой случайности на фестивале в Брегенце (Австрия), в августе 1977 года. Гилельс и Юрий оказались в одном отеле. 17 августа мы неожиданно увидели в вестибюле Гилельса — перед тем Гилельс и Юрий не виделись шесть лет. К сожалению, Гилельс был не один: с ним был некий господин, которого он представил как своего переводчика (не нужного ему, так как Гилельс говорил на нескольких языках). Разумеется, это был сотрудник КГБ, приставленный наблюдать за Гилельсом и доносить на него властям. Поэтому Гилельсу приходилось вести себя с большой осторожностью. Гилельс и Юрий обменялись несколькими теплыми словами, надеясь, что им удастся встретиться без «переводчика». На следующее утро Гилельс позвонил Юрию и пригласил тотчас зайти к нему в номер, благо «переводчик» отправился по магазинам. Меня попросили следить за входом и дать знать, когда «переводчик» вернется, что я и сделала.

Потом Юрий рассказал, что встреча была очень волнующей и грустной. Гилельс, выглядевший очень утомленным, критически отзывался об условиях в СССР, об интенсивном контроле и ограничениях, постоянной подозрительности и страхе, а также о том, что государство забирает львиную долю заработанного им за рубежом. Юрий говорил о своих многочисленных попытках пригласить Гилельса на гастроли, на что Гилельс ответил, что Госконцерт ему никогда даже не сообщает об этом. Встреча длилась около часа, и больше они не виделись.

В начале 80-х в Стокгольме у Юрия раздался телефонный звонок от Гилельса. Он тоже приехал в Стокгольм и остановился в «Гранд-Отеле», а мы — неподалеку через залив, в отеле «Дипломат». Но встречаться с Юрием было бы для Гилельса слишком рискованно, поскольку он вновь был не один. Гилельс и Юрий разговаривали минут сорок пять. Среди многого другого, с глубочайшим сожалением и горечью говорили они о многих годах, потерянных навсегда, — когда их произвольно и бессмысленно лишали возможности общаться и вместе играть.

Это было прощание.

После того разговора на глазах Юрия выступили слезы, и он долго не мог произнести ни слова.

Иерусалим, 26 августа 2008 г.
Впервые опубликовано: http://www.emilgilelsfoundation.de

Перепечатывается с любезного разрешения:
Тамар Аронович;
проф. Феликса Готлиба, создателя Emil Gilels Foundation
gGmbH, руководителя гилельсовского фестиваля.

Перевод с английского заново сверен с оригиналом

Примечания

[1] В настоящих воспоминаниях написание фамилии известного дирижера Юрия Михайловича Ароновича (1932–2002) и его супруги дается согласно варианту, установленному в Израиле и распространившемуся на остальной мир: «Ahronovitch»; в русской транскрипции — Аронович; в русских текстах до 1972 г. было принято писать «Аранович».

Поскольку после эмиграции из СССР в 1972 г. имя Ю.М. Ароновича было вычеркнуто из отечественной музыкальной истории (таков был, как известно, официально установленный порядок), приводим цитату из книги Л. Григорьева и Я. Платека «Современные дирижеры», изданной в 1969 г.: «В конце 50-х годов многие музыканты-исполнители с особым удовольствием выезжали на гастроли в Ярославль. И на вопрос, чем объяснить такое пристрастие, все они в один голос отвечали: “Там работает очень талантливый молодой дирижер. Оркестр под его управлением вырос неузнаваемо. К тому же он великолепный ансамблист”. Эти слова относились к Юрию Арановичу, возглавившему симфонический оркестр Ярославской филармонии в 1956 году после непродолжительной работы в Петрозаводске и Саратове. А до того он занимался в Ленинградской консерватории у Н. Рабиновича. Важную роль в становлении дирижера сыграли консультации, полученные им у К. Зандерлинга и Н. Рахлина. С ярославским оркестром Аранович работал до 1964 года. С этим коллективом он показал много интересных программ и, в частности, осуществил в Ярославле циклы всех симфоний Бетховена и Чайковского. Аранович постоянно исполнял здесь произведения советской музыки, наиболее часто обращаясь к творчеству А. Хачатуряна и Т. Хренникова. Эта художественная направленность характерна для Арановича и в дальнейшем, после того как он (с 1964 года) становится художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. Здесь дирижер готовит не только разнообразные симфонические программы, но и оперные постановки (“Иоланта” Чайковского, “Не только любовь” Р. Щедрина, “Ромео, Джульетта и тьма” К. Молчанова). Аранович выступал с концертами почти во всех крупных городах СССР, а в 1966 году гастролировал по ГДР».

В последующие годы дирижер возглавлял Филармонический оркестр (Guerzenich) в Кельне (1975–1986) и Королевский филармонический оркестр в Стокгольме (1982–1987), а также гастролировал со многими крупными оркестрами и оперными театрами, сделал множество записей и удостоился целого ряда почетных наград. Ныне на доме в Ярославле, где жил дирижер, установлена мемориальная доска. См.: http://www.yuriahronovitch.com .См. также радиопередачу С.Б. Яковенко о Ю.М. Ароновиче (радиостанция «Орфей»): http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue226 .

[2] См. письмо М.В. Юдиной к М. Т. Новожиловой от 4-6 апреля 1959 г // Юдина М. В., Жизнь полна Смысла, М.: РОССПЭН, 2009. С. 503. Концерт, о котором идет речь, состоялся, согласно хронографу концертов Юдиной (цит. изд., с. 503), 27 ноября 1957 г., когда Ю.М. Ароновичу было не 23 года, а 25 лет. В том же письме М.В. Юдина пишет, что Аронович — «явно гениален».

[3] Согласно хронографу концертов Гилельса на сайте www.emilgilelsfoundation.de, этот концерт состоялся 5 декабря 1957 года. Но ему, по данным названного источника, предшествовал концерт 4 декабря там же, когда был исполнен Третий концерт Бетховена. Всего же, по данным хронографа, Юрий Аронович аккомпанировал Гилельсу двенадцать раз. Помимо упомянутых выступлений, это были следующие концерты:

15 ноября 1959 г., Ярославль — Концерт Моцарта KV 467;

24 декабря 1961 г., Ярославль — Фантазия фа минор Шуберта-Кабалевского и Третий концерт Рахманинова;

8 октября 1962 г., Ярославль — «Сельский концерт» Пуленка и Концерт ми минор Шопена (эта программа была повторена там же 9 октября);

13 февраля 1963 г., Ленинград (Большой зал Филармонии) — та же программа;

26 октября 1963 г., Ярославль — Третий концерт Бетховена;

30 октября 1963 г., Вологда — Первый концерт Чайковского;

1 апреля 1965 г., Тула — Первый концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова;

2 апреля 1965 г., Тула — Третий концерт Бетховена и Концерт ми минор Шопена;

16 мая 1965 г., Воронеж — Третий концерт Рахманинова.

[4] Этот концерт в Хронографе не значится.

Print Friendly, PDF & Email
Share

Тами Аронович: Воспоминания о Гилельсе: 2 комментария

  1. Виктор Юзефович

    Всякое новое упоминание имени Юрия Михайловича Арановича безмерно дорого каждому, кто, подобно мне, имел счастье близко знать и работать под управлением этого выдающегося музыканта. Тем более радостна публикация воспоминаний Тами Аронович, безмерно много сделавшей для увековечивания памяти своего покойного мужа. Спасибо ей за десятки возвращенных из небытия и отказавшихся в широком обращении звукеозаписей дирижера, Спасибо за сохранение ею всего архива дирижеру, подаренного ей Цюрихской библиотеке. Спасибо Феликсу Готлибу, стараниями которого воспоминания Тами были впервые опубликованы на основанном им сайте Архива Эмиля Гилельса.
    Виктор Юзефович

  2. Michael Rachlin

    Первый концерт моего сына-Julian Rachlin, в Вене в Musik Verein был с Ю.Арановичем и Wiener Symphoniker(Концерт Мендельсона). Там мы и познакомились с ним и его женой. Перед концертом из фрачного кармашека он вынул маленькое фото Натана Рахлин,с которым я познакомился в Ленинграде во время учебы в Ленингр.консерватории.Ю.А..рассказал как он познакомился со своей будущей женой и о Н.Рахлин,фото которого была всегда с ним во время его концертов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.